Каждый народ трепетно хранит и бережно передает из поколения в поколение культурные традиции своего рода и нации в целом, в которых собраны опыт и сила всего народа.

Например, вышивка, детали которой сегодня все чаще применяются в интерьере дизайнерами и для корректного их использования дизайнеру необходимо понимать трактовку элементов и цветов, применяемой вышивки.

ЦВЕТ ТКАНИ

Белый самый используемый цвет. Даже у самых бедных была сорочка-вышиванка белого цвета.

Альтернативным цветом для белого считается оттенок небелёного полотна: серый или кремовый.

Черный цвет в вышиванках считается цветом скорби и печали. В некоторых регионах Украины в давние времена рубаху такого цвета одевали только пожилые мужчины.

Синий и голубой цвет предназначался для женщин в возрасте или совсем маленьких девочек.

Красный цвет, конечно же, символизирует любовь, насыщенность жизни, страсть.

ЦВЕТ ВЫШИВКИ

Традиционно в украинской вышивке используются одноцветные, двуцветные и многоцветные элементы.

Одноцветная вышивка более распространена на Черниговщине и Полтавщине, в ней используются геометрические и растительные орнаменты, иногда фигуры обводятся черными или синими полосами.

Двуцветная вышивка применялась на Киевщине, Винниччине, Хмельницком и Черкасском регионах, в западной части Кировоградщины. Основные цвета геометрических и растительных орнаментов – белый, кораллово-красный, которые оттенялись черной нитью. В тоже время в Одесском и Николаевском регионах красный узор выделялся синими или черными нитками.

Интересный факт, что сочетание красных и синих ниток вошло в наши традиции раньше, чем сочетание с черными, а пестрота узора становиться ярче, от Киева к Югу. Именно разноцветная вышивка – это типичное сочетание в орнаменте южной части Украины.

В противовес этому в Волынском регионе наоборот применялись простые монохромные орнаменты, вышитые красной нитью. Вышивка северной части региона отличалась использованием растительные элементы, а южная – геометрическими.

Полихромная вышивка характерна для Гуцульщины, Карпат, Закорпаться и Буковины.

Всего использовалось пять цветов: белый, красный, черный и желтый. В зависимости от региона тот или иной цвет имел свою трактовку.

Например, черный цвет на Полесье считался цветом скорби и смерти, в то время, как на Подолье – цветом земли, его применение символизировало богатство и благополучие, он мог даже выступать в вышивке основным. В районе ЛЬвовщины даже свадебные рубахи вышивались черными нитками на сером льняном полотне.

Красный – наполняет человека жизненной энергией, несет в себе энергию солнца.

Синий – считался чистым, сильным оберегом, символизирующим небо и воду, чистоту физическую и духовную, избавление от недугов и душевного спокойствия. Вышивка в синем цвете служила оберегом прежде всего для детей и мужчин. Почему мужчин? Они чаще сталкивались с опасностью.

Голубой. Оберег для органов дыхания, слуха и творческих способностей человека.

Желтый или золотой. Прежде всего цвет солнца, пшеницы и меда, цвет богатства, благополучия, радости и достатка. Желтый цвет в вышивке служил защитой жизненной энергии.

Иногда можно встретить элементах вышивки и зеленый цвет, особенно в женской одежде. Он считался символом молодости, весны, обновления. В мужских рубашках трактовался, как оберег от природных стихий и балансирования эмоций человека.

ОРНАМЕНТ

Традиционно, геометрический орнамент считается мужским, а растительный – женским.

К мужским символам относятся:

  • знаки огня или ромбическая решетка,
  • знаки солнца или ромб с отростками-лучами / прямой крест,
  • ромб с точкой в середине или знак ивы / засеянной семенем.

Геометрический орнамент может быть использован и как женский символ. Например:

  • прямая линия или знак земли,
  • всевозможные спирали, волны и змейки или знаки воды,
  • также косой крест, напоминающий букву Ч,
  • начертание руны «урожай», знак Луны.

Узоры вышивки не состоят только из женских или мужских символов, как правило, это сочетание, а в детских вышиванках считается оберегом матернской и отцовской энергии.

Растительные орнаменты:

  • гроздья калины (для замужних, а также на свадебных рушниках). Символизирует бессмертие рода и материнство – дерево воплощением матери, а ягоды – детьми.
  • Дуб (защита мужчин от недобрых людей, увеличение силы и мужества)
  • Маки (вечная память рода, оберег от зла)
  • Лилии (носили девушки, которые готовились вступить в брак). Орнамент обязательно состоял из цветка, бутона, листка и креста. Цветок, бутон и листок символизируют рождение, развитие и бесконечность человеческой жизни, крест – благословение пары на создание семью. После замужества женщина не носила такую вышиванку.
  • Виноград (радость и красота семейной жизни)
  • Роза или мальва (один из самых любимых цветов украинцев, выращивают для украшения жилища. На рубашке не несет защитную функцию).

Теперь обладая информацией значений символики в вышивке можно смело применят ее в элементах дизайна интерьеров, тем самым усиливая в положительную сторону, комфортную атмосферу любого помещения.

Этно элементы могу быть применены, как в качестве декора на аксессуарах: обивка на подушках, диване, кресле, панно, шторы, рисунки на стене и т.д. О применении этно мотивов в мировом дизайне и его  тенденциях, можно узнать в нашей предыдущей статье Украинские этно мотивы в современном интерьере