Вместе с развитием Украины мы с трепетом храним наши традиции и культуру, в том числе и технику плетения ковров. Ученые и исследователи до сих пор имеют разные точки зрения о свойственной украинским мастерам технике плетения и создания орнамента рисунка в коврах. В настоящей статье мы сделаем попытку осветить разные аспекты исследования по этому вопросу.

Примерно в конце 19 ст село Решетиловка (Полтавщина) превращается в один из центов народного ткачества и ковроделия. Решетииловские ковры пользовались особенной популярностью, благодаря рисункам, которые отображали всю красоту полтавской земли.

В 10 веке ковры традиционно применяются в дизайне интерьера княжеских домов. Орнамент оформления ковров чаще всего геометрический, в виде параллельных полос и временами напоминает полосатую отделку накидки воинов. Интересный факт, что геометрический орнамент был придуман раньше, чем растительный. Ковры изготавливались не в специальных мастерских, а в крестьянских избах.

Исследователи считают, что название «ковер» в древних описаниях касается только безворсовых тканей, а стрижеными коврами с длинным ворсом называли одеяла. В наши дни под словом «ковер» подразумеваются все его разновидности: гладкие, с ворсом, с геометрическим и растительным рисунком.

Если провести параллель между названиями ковров в разных странах, а именно украинским «ковер», турецким «килим» и персидским «гилим» станет понятно, что происхождение данного слова восточное и пришло к нам вместе с восточными коврами

Процесс изготовления ковра делится на два этапа: подготовка сырья и непосредственно производство. При этом производство сырья выполняется не самой килимаркой, а кем-то из ее семьи либо приобретается уже готовое. В подготовительные работы входят наброски основы на ткацкий станок и окрашивание пряжи. В качестве основы использовалась грубая конопляная пряжа, в редких случаях пряжа из коровьей и лошадиной шерсти.

В зависимости от модных тенденций рисунок в разные периоды был насыщенно растительным, как например, во времена барокко, или строго ритмичным и симметричным —  в 20-30х гг. Со временем произошло видимое упрощение орнамента. Это было связано с началом массового производства и широким использованием в дизайне интерьера ковровых изделий, поэтому мастера стремились его облегчить. Единственной индивидуальностью всех ковров оставался цвет, так как его выбор утверждался индивидуально.

В 60-х ковры активно применяются в оформлении интерьеров одно и двух комнатных квартир, что очевидно имело влияние на рисунок и размер изделия.

В наши дни производство ковров на фабриках прекратилось и перешло в местные небольшие мастерские, а это говорит о том, что ковроткачество не прекращается, мастера помнят и хранят традиции плетения, с трепетом передают знания последующий поколениям.

Мы же, дизайнеры интерьеров, тоже в некоторой степени являемся хранителями традиций, когда применяем ковровые изделия в интерьерах.

interior design

Faina collection VY

  interior design

Faina collection VY

interior design

Faina collection VY

interior design

Faina collection VY